ЕЗДОВОЙ СПОРТ С СОБАКОЙ
Практические занятия по созданию сборной упряжки
Зеленоград, 10.12.2017 г. (видео внизу).
При использовании машины для тренировок, крайне важно постепенно увеличивать протяжённость заездов, а также наращивать отрыв от упряжки.
На первую тренировку в Зеленограде собралось 24 собаки. Помимо традиционных СЕС, присуствовали Американская акита и Западно-Сибирская лайка. Для начала, запряг троих, поставив вожаком Джозефа, опытного маламута, тренировавшегося у меня почти два года. Остальные тащили хозяев на буксировочных поясах. Постепенно количество собак в упряжке довели до десяти. Между забегами, пока люди и собаки отдыхали, я давал теорию.
Использование впереди идущего транспорта существенно облегчает учебный процесс:
- Удаляющиеся на машине владельцы собак являются лучшей мотивацией к работе — животные активно участвуют в погоне.
- Близость хозяев даёт возможность контролировать поведение собак в упряжке: поощрять на остановках, распутывать упряжь и оперативно пресекать драки.
- Существенно облегчает обучение вожаков — стремясь догнать хозяев, любые собаки, даже новички, охотно бегут во главе упряжки.
- Отпадает необходимость в хорошей физической подготовке хозяев.
- Позволяет в любой момент посадить внутрь собаку, получившую травму или просто уставшую. Животных, которые в силу анатомии или возраста не могут конкурировать с хасями по скорости, первую половину дистанции можно везти в машине и запрячь на обратном пути, когда хаси, сбросив лишнюю энергию, будут бежать менее энергично.
- Позволяет проходить ровно то расстояние, которое запланировано по графику. После чего собак можно погрузить в машину и отвезти домой.
Очень важно, при использовании машины, постепенно увеличивать протяжённость заездов, а также наращивать отрыв от упряжки. В этом случае, рано или поздно, заработает вторичная мотивация в виде избытка энергии.
Публика, в основном, осталась довольна, но нашлись скептики, утверждавшие, что и шлейки у меня плохие и методики неправильные. В своё «оправдание» могу сказать следующее:
- Собаки Григория Воронцова (Братск), при подготовке к гонке «Байкал-Рейс», отработали в моём снаряжении более 3000 км. Ни к потягу, ни к шлейкам претензий у каюра не возникло.
- «Неправильные» методики позволили мне за одно занятие сделать упряжку из 10 собак, большинство из которых не только в упряжке не работали, но даже шлеек никогда не видели.
- Самоед Вальтер, пришедший ко мне в прошлом году шестимесячным щенком, на этой тренировке работал, не отвлекаясь ни на собак, ни на какие-либо другие раздражители. Одним словом, вёл себя, как опытный рабочий пёс, хотя ему не исполнилось ещё и 2-х лет.
Выводы делайте сами…
Ренат Хабибулин.