Потяг для нарты
Потяг — система, состоящая из центрального шнура и постромок для запряжки 2-х или более собак. Материал (яхтенный шнур), из которого изготовлен потяг, не впитывает влагу и не тонет в воде.
Потяг состоит из отдельных секций. Соединяя их, добавляя, тяговые и шейные постромки, можно собрать потяг на любое количество собак.
Центральная секция потяга изготовлена из шнура, диаметром 12 мм., диаметр тяговых постромок — 7 мм, шейных — 6 мм.
Длину потяга, предназначенного для молодых неопытных животных, желательно увеличить, чтобы новички не ощущали дискомфорта, тыкаясь носом в хвост впереди идущей собаки. Кроме того, на первом этапе, не желательно использовать шейные постромки: во-первых, двойное ограничение свободы может раздражать необученных собак, а, во-вторых, отсутствие шейных постромок облегчает контроль за работой новичков — если молодая собака не тянет, это заметно сразу.
По мере приобретения опыта собак, длину потяга необходимо укорачивать — чем он короче, тем манёвреннее упряжка. Это особенно актуально при движении по извилистой трассе со сложным рельефом. Во время стажировки в Америке, я выиграл гонку в классе «6 собак». Потом, при изучении протокола, выяснилось, что моё время оказалось лучше чем время победителя в классе «10 собак» на той же дистанции. Причина до банальности проста — повороты я проходил по кратчайшей траектории, не сбавляя скорости.
Амортизатор должен соответствовать количеству собак в упряжке. Использование слишком мягкого амортизатора может привести к тому, что, он растянется на полную длину, а потом нарта резко сорвётся с места. Собаки, в лучшем случае, потеряют равновесие и несколько секунд, находясь в неустойчивом положении, не смогут выполнять свои функции. В худшем — некоторые из них могут упасть и подвернуть лапу, что выведет их из строя на неопределённое время. Даже, если при падении, собака не повредит сустав, упряжка в течение нескольких секунд будет её волочить по снегу за ошейник. Во время моего участия в Международной экологической экспедиции по арктическому побережью России, одна из собак после падения не смогла самостоятельно подняться, а остановить упряжку на льду сразу не было возможности. Спасти животное не удалось…
В некоторых регионах российской Арктики, в особенности, на Чукотке и Камчатке до сих пор используется традиционная схема запряжки: центральный ремень, вырезанный из шкуры моржа, с петлями для алыков; алык, представляющий собой систему лямок, изготовленных из нерпичьих шкур.
На мой взгляд, традиционная схема запряжки имеет 2 серьёзных недостатка: нагрузка в алыке ложится только на одно плечо и, для равномерной нагрузки, рекомендуется регулярно менять собак местами, что не всегда удобно; отсутствие шейных постромок потяга даёт собакам возможность слишком далеко отходить от потяга, что существенно уменьшает общую тягу упряжки.
СТОИМОСТЬ ПОТЯГА
(в комплекте с тяговыми и шейными постромками, но без карабинов и амортизатора)
1-2 собаки | 1100 руб. |
3-4 собаки | 1800 руб. |
5-6 собак | 2800 руб. |
7-8 собак | 3800 руб. |
9-10 собак | 4800 руб. |
11-12 собак | 5800 руб. |
13-14 собак | 6900 руб. |