Есть вопросы? Связь со мной: +7 (963) 639-9283

dog-sledding@mail.ru


Подготовка вожака упряжки


Команды должны быть короткими, звучными, легко произносимыми и непохожими друг на друга.

Во времена, когда собачья упряжка была на севере основным средством передвижения, существовал единый регламент обучения, кормления и содержания ездовых собак. В частности, при подготовке вожаков использовались строго определённые команды. Это требовалось для того, чтобы любой человек, в случае необходимости, мог воспользоваться упряжкой, как транспортным средством.


Вожаки упряжки Ольги Пантелеевой (Сахалин).


Команды должны быть короткими, звучными, легко произносимыми и, самое главное, они должны быть непохожими друг на друга:


  1. Старт — «Okey!». Подаётся бодрым голосом.
  2. Остановка —  «Воa-а-a-a». Подаётся спокойным голосом с замедлением темпа.
  3. Направо —  «Джи!»  Первые две буквы произносятся, как один звук.
  4. Налево — «Ха!» Произносится как громкий выдох.


Рефлекс к старту и остановке при регулярных тренировках вырабатываются сами собой, а вот  команды к поворотам являются критически важными.

Каждый раз, примерно за полсекунды до прохождения собакой очередного поворота, необходимо подавать соответствующую команду. Несмотря на то, что, через несколько дней регулярных тренировок, собака запомнит маршрут и сама начнёт поворачивать в нужную сторону, подавать команды крайне желательно. При многократном повторении данной ситуации, команда из безразличного раздражителя превратится в условный рефлекс.

Постепенно, когда рефлекс достаточно укрепится, можно усложнить обучение, перенеся тренировку в людное место с большим количеством внешних раздражителей.

Очень полезными являются команды, подаваемые при обгонах:


  1. Принять вправо! — gee over! (джи оуве)
  2. Принять влево! — haw over! (ха оуве).

Обгоняющая упряжка, по команде каюра, должна принять вправо и увеличить скорость. Обгоняемая, наоборот, должна принять влево и сбавить скорость или остановиться. Поскольку каждая упряжка может находится и в той и в другой ситуации, собаки по команде должны уметь увеличивать и замедлять скорость, а также уметь прижиматься к правой или левой сторонам трассы.

Команда к увеличению и уменьшению скорости отрабатывается на пологих склонах. На спуске, заметив место, с которого упряжка самопроизвольно переходит в галоп под действием силы тяжести, в дальнейшем за полсекунды до приближения упряжки к этому месту подавать соответствующую команду на ускорение. При движении по тому же склону вверх, заметив место, с которого собаки самопроизвольно сбавляют скорость, в дальнейшем за полсекунды до этого места подавать команду к замедлению темпа. При многократном повторении одной и той же ситуации команда к смене темпа из безразличного раздражителя превращается в условный сигнал. В дальнейшем собака выполнит её даже на ровной местности.


Высшим пилотажем для вожака является умение «нарисовать» на снегу знак бесконечности.

Экзамен на высшую квалификацию вожака упряжки.


Сложность выполнения этой фигуры заключается в том, что на поворотах команды должны даваться достаточно часто и вожак обязан выполнять каждую из них. Только в этом случае, обводы фигуры будут плавными. Чем чаще подаются команды, тем меньше будут габариты фигуры. В этом упражнении проверяются не только команды к поворотам в обоих направлениях, но и к движению по прямой.


Ренат Хабибулин.